Душа не раскрывается перед многообразной
исторической действительностью, и энергия мысли не работает над новыми творческими задачами, поставленными жизнью и историей.
Для чисто моралистической точки зрения, переносящей на
историческую действительность моральные категории личной жизни, не существует исторических задач и ценностей жизни исторической, как самостоятельной сферы.
У него был пафос духовной свободы (этим проникнуто все его мышление), была гениальная интуиция соборности, которую он узрел не в
исторической действительности православной церкви, а за ней.
Оценка должна быть связана с его личностью в целом, с его путем, его исканием, с его критикой злой
исторической действительности, грехов исторического христианства, с его жаждой совершенной жизни.
Особенно бросается в глаза, что, говоря о православной церкви, Хомяков имеет в виду идеальное православие, такое, каким оно должно быть по своей идее, а говоря о католической церкви, он имеет в виду католичество эмпирическое, такое, каким оно было в
исторической действительности, часто неприглядной.
Неточные совпадения
Вся относительность природного и
исторического процесса сводима к единству с абсолютным лишь в глубине духа, а не во внешней
действительности.
Но творческая
историческая мысль предполагает признание истории самостоятельной
действительностью, особой метафизической реальностью.
Историческое введение. Определение русского национального типа. Восток и Запад. Противоположности русской души. Прерывность русской истории. Русская религиозность. Москва — Третий Рим. Раскол XVII в. Реформа Петра. Масонство. Эпоха Александра I. Декабристы. Пушкин. Русская интеллигенция. Радищев. Интеллигенция и
действительность. Трагическая судьба философии. Влияние немецкого идеализма.
Историческая церковная
действительность неустанно ставит вопрос, есть ли христианство путь свободы или путь принуждения?
Так ли происходило это событие, или не так, и вообще происходило ли оно в
действительности, судить трудно, за неимением веских и убедительных
исторических данных. Но и до сих пор добрая треть отважных балаклавских жителей носит фамилию Капитанаки, и если вы встретите когда-нибудь грека с фамилией Капитанаки, будьте уверены, что он сам или его недалекие предки — родом из Балаклавы.
Я уставился на Пунина. Этого я никак не ожидал. Из учебника Кайданова и других
исторических сочинений я вычитал, что существовали когда-то в древности республиканцы, греки и римляне, и даже почему-то воображал их всех в шлемах, с круглыми щитами на руках и голыми большими ногами; но чтобы в
действительности, в настоящее время, особенно в России, в…ой губернии, могли находиться республиканцы — это сбивало все мои понятия, совершенно путало их!
Я и сейчас после долгого пути узнаю в себе эти первоначальные оценки
исторической и социальной
действительности, эту свободу от навязанных социальных традиций, от моральных предрассудков благомыслящих людей, это отвращение к насилию, «правому» и «левому».
Но в
действительности историческая аристократия совсем не означает лучших и благороднейших.
Историческая жизнь есть
действительность иного порядка, чем природа.
Тот же вопрос ставится перед марксизмом в другой форме: есть ли марксистская идеология такое же отражение экономической
действительности, как и все другие идеологии, или она претендует на открытие абсолютной истины, не зависимой от
исторических форм экономики и экономических интересов?
Это будет отступление весьма короткое, но столь внушительное, что после того
исторического факта, который я сейчас приведу, читателю уже будет гораздо легче верить, что могло в
действительности происходить все то, что я расскажу далее.